Откровенно говоря, я не знаю, правильно ли, что в
ралли место на пьедестале занимают только пилоты и штурманы. По праву,
рядом с ними должны находиться незаметные люди с уставшими лицами, в
простеньких, выцветших от постоянной стирки комбинезонах, прячущие в
карманах свои руки с въевшейся, ничем не отмывающейся чернотой. Это
они управляют техничками, порой проезжая на них за время ралли многие
сотни, а то и тысячи километров, валяются ночью, в дождь, холод, на
мокрой земле или на снегу под машинами, за считанные секунды меняют
колеса и устраняют неисправности и переживают за своих подопечных
порой больше, чем те испытывают моральных нагрузок на скоростных
участках. Будь ты хоть МакРеем, хоть Сайнсом, хоть Канкунненым, но
если в нужном месте и в нужное время твой железный конь не получит
свою бензиновую инъекцию, быстро не поменяет отказавшие внутренности
на протезы, и не переобует свои ортопедические ботинки, то придется не
быстро ехать, а медленно брести пешком вдоль трассы, проклиная «тот
день, когда ты сел за баранку этого пылесоса!»
Интересно, что роль механика одинаково
важна и на Чемпионате мира, и в ралли на первенство 8-й водокачки, а
вот отношение к этой важнейшей гоночной составляющей, к сожалению,
далеко не одинаково. А зря! Понятно, что при скромных финансовых
возможностях начинающих гонщиков трудно предполагать наличие в
техническом арсенале гайковерта Central Pneumatic и инструмента
Snap-On в руках бригады квалифицированных молодцов, но и брать с собой
на гонку полупьяную братию с рожковым ключом на 11 с половиной и
ржавым домкратом - авантюризм. Трудно вообще сказать, с чего надо
начинать свои действия при создании раллийного экипажа - пока у вас не
будет бокса для постройки и ремонта машины, находящегося в руках
квалифицированного человека, вряд ли вам удастся сделать нечто путное,
способное доставить радость от скорости и маневренности спортивного
автомобиля. Даже если вы изловчились прикупить уже готовую “боевую”
машину, то через одну-две гонки она все равно жалобно попросит о
помощи. И так - без конца…
В любом деле - от управления государством,
до приготовления шашлыка - решающую роль играет организация. Ралли не
исключение, а скорее подтверждение этого правила. Никогда не
происходит ничего хорошего, когда водитель и штурман ездят по
замечательному принципу, высказанного в старой кинокомедии “Сердца
четырех” - “сами ломаем машину, сами чиним”. В раллийной команде,
неважно состоит она из целой толпы людей, как в заводской Subaru, или
из троих энтузиастов под предводительством Феди Шпунькина, - каждый
человек должен заниматься своим делом. Пилот - водить машину, штурман
- руководить этим процессом, а механик - готовить автомобиль. Слияние
этих функций недопустимо, как вмешательство в дела другого государства.
Разумеется, пилот и штурман могут оказывать техническую помощь
механику, закручивать не слишком серьезные гайки или подавать ключи,
но делать что-либо без его ведома - нельзя ни в коем случае. Механик
должен лично контролировать состояние и работоспособность всех узлов и
агрегатов автомобиля, определять степень их изношенности и
необходимость в том или ином ремонте или обслуживании. Как только в
это вмешиваются члены экипажа (кроме настройки машины) начинается
неразбериха и нелепые случайности на гонках. Если у вас работают два
или больше механиков, то кто-то один должен быть старшим,
ответственным за техническое состояние машины.
Каждый уважающий себя механик имеет свой
инструмент. Конечно. далеко не все могут позволить себе купить
Craftsman, Husky, S.K. и уж тем более Snap-On. Ничего страшного! На
первых порах пойдут и русские головки, и недорогие ключи - главное,
чтобы механик имел, по возможности, полный комплект необходимого
инструмента, съемников, отверток, приспособлений для работы на данном
автомобиле, а не бегал в соседний гараж к дяде Васе за «болгаркой»,
пассатижами или электродами. Набор инструментов для 2108 не так уж и
велик, поэтому если механик говорит - нужен съемник подшипника ступицы,
то экипаж должен этот вопрос решать, а не говорить - «кувалдой
вышибешь!». В принципе, для нормальной работы механика со спортивной
ВАЗ 2108 необходимо:
- Набор шестигранных головок под квадрат 1/2 дюйма - от 10 до 32
мм, с “трещоткой”, удлинителями и “коловоротом”.
- То же под квадрат 3/8 дюйма - от 6 до 17 мм
- Набор длинных головок под 1/2 дюйма - от 10 до 30 мм
- Набор 12-тигранных головок под любой размер квадрата от 8 до 22
мм
- Свечной ключ с карданчиком и удлинителем под коловорот
- Переходники с 1/2 дюйма на 3/8 и обратно, карданчики.
- Набор маленьких головок под отвертку с квадратом - от 4 до 13 мм
- Ключи гаечные - рожковые-накидные - от 5 до 32 мм , причем 8,
10, 12, 13, 14, 17, 19, 22 - как минимум в двух экземплярах
- Ключи крестообразные для колесных гаек (болтов) с головкой 19 мм
и одной стороной с квадратом 1/2 дюйма - не менее 2 шт.
- Набор шестигранников (каленых) под головки и обязательно
шестигранник 10 мм - длинный
- Мощный Г-образный ключ (можно из согнутой трубы) с приваренной
головкой 30 мм
- Ключ для подтяжки рулевой рейки
- Пассатижи разные, в том числе с узкими губами, параллельными и
тд
- Щипцы для сжимания и разжимания стопорных колец
- Газовый ключ
- Ручные тиски с фиксаторами положений
- Приспособление для разборки и сборки передних стоек
- Накидной ключ 22 мм для затяжки гайки стойки
- Рожковые ключи с длинными рукоятками для расконтривания втулки
регулировки схождения
- Набор для регулировки клапанов с шайбами, набор щупов
- Рассухариватель
- Динамометрический ключ с проскальзывателем
- Отвертки разные - не менее 15 штук
- Обжимка для поршней
- Набор молотков, кувалда
- Зубила разные, пробойники
- Набор надфилей, напильники
- Ключ для отворачивания тормозных трубок и штуцеров цилиндров
- Съемники разные
- Штангенциркуль
- Дрель с набором сверел
- «Болгарка» с кругами
- Сварочный аппарат (лучше «кемпи»)
- Пуско-зарядное устройство
- Стробоскоп
- Компрессометр
- Разрядник для проверки искрообразования
- Ножовка по металлу, ножи, ножницы, скальпель
- Кусачки разные, в том числе для проводки
- Паяльник в комплекте, пинцет, изолента
- «Джек» - 2 тонны (лучше - 2 шт.)
- Тестер, пробник
- Наждачная бумага мелкая
- Струбцины, монтажки
- Подсветки
- Шланг резиновый маслостойкий, канистры
- Компрессор для колес и ручной насос
- Трос буксировочный
- Провода-«прикуриватели»
- Стойки для машины - 4 шт.
- Набор воронок
С таким боекомплектом, который постепенно сам механик будет
уточнять и дополнять, можно уже меньше беспокоиться за тылы и по
крайней мере не применять подручных средств в виде кирпича для
выбивания шаровой или куска водопроводной трубы для сворачивания
непослушной гайки. Постепенно соберется необходимая «химия» и
расходные материалы.
Механик должен проводить полную диагностику
машины после каждой гонки, независимо, сказал ему пилот - «все
нормально» или «все сломано». Причем проводить ее целенаправленно, не
пропуская и не забывая ничего. Если механик, посмотрев передние
тормоза, сказал, «задние, наверное, тем более хорошие» - он «умер для
спорта»
Чем же можно удержать хорошего механика
подле вашей машины, не дающей ему ничего, кроме убытков и потери
времени? Энтузиазм хорош на сытый желудок… Не надо мешать ему самому
зарабатывать деньги между занятиями со спортивной техникой - хорошие
руки всегда в цене, но главное - если вы выиграли и получили приз,
деньги, награды - поделитесь по-братски с механиком, никогда не
проводите черту между собой и этим человеком, будьте ему близкими
друзьями и помощниками во всем. Помните - он полноценный член экипажа,
а иногда - ваша последняя надежда!
Принцип разумной достаточности
Выезжая на ралли некоторые механики норовят загрузить в техничку
все имеющиеся в наличии детали, причем в многократном количестве.
Возможно, это имеет смысл, когда ралли проходят вдалеке от дома и в
процессе тренировок что-то может произойти с тренировочной машиной или
за неделю до гонок выявятся какие-то неисправности в боевом агрегате.
Но уж когда машина съехала с подиума и ушла на трассу гонять за ней
загруженным до верха нет никакой необходимости. Современные ралли
построены так, что на ремонт у механиков имеется очень ограниченное
время - десяток минут между КВ, да час-полтора на регруппинге или во
время специально отведенного перерыва. Разумеется, что если в машине
развалился двигатель или согнуло в дугу заднюю балку, ремонтировать
машину уже поздно - такие катаклизмы не происходят на “ровном месте” и
скорее всего экипаж потерял так много времени, что даже героизм
технического состава не в состоянии изменить ситуацию.
Тем не менее выезжать на ралли, имея в “техничке”
только два колеса и канистру бензина, тоже лишено логики. Поэтому
необходимо соблюдать принцип достаточности, определяемый квалификацией
механиков и скоростью их работы. Если наш разговор идет о 2108, то
минимальный “ремкомплект” должен выглядеть так.
- Бензин на всю гонку с небольшим запасом
- Масло моторное - 5 литров
- Масло для КПП - 5 литров
- Тормозная жидкость - 3 литра
- Тосол - 10 литров
- Карбюратор (или система впрыска в сборе)
- Генератор собранный на крепление и ремень генератора
- Шкив коленвала
- Помпа
- Масляный датчик
- Поддон картера с прокладкой и маслозаборник
- Полный комплект шлангов системы охлаждения с надетыми хомутами
- Термостат
- Радиатор с собранным на нем вентилятором
- Свечи - 2 комплекта
- Высоковольтные провода - 1 комплект
- Катушка зажигания (если на машине не установлена дублируящая)
- Коммутатор (если на машине не установлен дублирующий)
- Распределитель зажигания в сборе
- Бензонасос
- Сцепление в сборе
- Коробка передач в сборе
- Ремень ГРМ (только в том случае, если при его обрыве не
происходит загибания клапанов)
- Стартер
- Комплект предохранителей и реле, проводка
- Привода в сборе
- Стойки передней подвески собранные с пружинами, верхними
подшипниками и поворотными кулаками с подшипниками
- Шаровые опоры
- Кронштейны растяжек
- Суппорта передних тормозов
- Тормозные цилиндры (все), тормозные трубки и шланги, колодки
- Усилитель тормозов
- Трос сцепления
- Трос газа
- Лампы (все используемые)
- Рейка рулевая в сборе с тягами и наконечниками
- Задние аммортизаторы (можно - один)
- Опоры силового агрегата
- Аккумулятор
- Расширительный бачок
- Бензобак (если не установлена защита бензобака)
- Трубки бензопровода (если они проложены не в салоне)
- Колеса в сборе (по необходимости на всю гонку + 2)
- Бензиновый фильтр
- Масляный фильтр
- Воздушный фильтр (если гонка проходит на гравии)
- Стеклоочиститель в сборе и щетки
- Блок предохранителей в сборе
- Ступицы задних колес в сборе с подшипниками
- Стабилизатор в сборе
- Крепеж, хомуты, прокладки, герметик, и т.д.
Разумеется, что весь “боекомплект” должен состоять из деталей,
работоспособность которых не вызывает сомнений. Запчасти и инструмент
должны укладываться в техничке самим механиком и таким образом, чтобы
самые “невероятные” вещи не находились сверху, закрывая подступы к
канистре с маслом или бензином.
На трассе механик должен располагать техничку в
видимом месте, а не за углом на другой дороге (если это не обговорено
заранее с экипажем) и в ближайшем разрешенном месте после окончания СУ.
Необходимо заранее подготовить джек, колеса, жидкости, инструмент и
расположить их так, чтобы пилот мог поставить машину, не теряя времени
на дополнительные перетаскивания запчастей. Штурман при подъезде к
“ремзоне” должен сообщить механиком о наличии времени на ремонт или
обслуживание. При краткосрочном ремонте экипаж из машины, как правило,
не выходит.
Расстановка техничек (или одной технички) по всей
трассе ралли определяется заранее штурманом и механиками с таким
расчетом, чтобы экипаж встречался с “обслуживающим персоналом”
максимальное число раз. Одновременно определяется и содержание
обслуживания машины - замена колес, добавление топлива, установка
дополнительных фар и т.д. Независимо от мнения экипажа механик при
каждой остановке в обязательном порядке осматривает подкапотное
пространство, проверяет уровни жидкостей, крепление и давление колес,
протирает лобовое стекло и фары (ночью), осматривает пространство под
машиной на предмет наличия течей.
И никогда не забывайте положить в “техничку”
буксировочный трос… Грустно, но необходимо.
|